2928

Опыт участия в итальянском акселераторе TechPeaks

Гостевая статья участника программы "TechPeaks - The People Accelerator". Опыт использования моделей Experiment Board и Lean canvas. Пример тестирования некоторых идей.

Предлагаем вашему вниманию гостевой пост от нашей читательницы.

Я участник программы “TechPeaks — The People Accelerator” (http://techpeaks.eu) — это бизнес-акселератор в Тренто, Италия. Четырёхмесячная интенсивная программа, на которую отобрали 50 человек со всего мира — некоторые приехали со своими идеями и командами, некоторые в поисках идей. В первый месяц было много различных мероприятий и работы в группах.

бизнес идеи

Одним из самых ярких мероприятий была трёхдневная программа Lean Startup Machine. Выбор проектов был по тому же принципу, что и в Startup Weekends. В первый вечер каждый из участников мог предложить свою бизнес-идею и вкратце о ней рассказать.

выдвижение идей на голосование

Затем проводилось голосование. Вокруг победивших идей формировались команды: любой желающий мог подойти к автору заинтересовавшей его идеи и присоединиться к команде, если в ней оставались свободные места. По итогам трёх дней жюри должно было выбрать лучшую команду.

TechPeaks

Работа с использованием модели Experiment Board

Цель этой игры — как можно скорее найти рабочую идею, причём самая первая идея опровергалась практически всегда. В первый же день нам представили Javelin Experiment Board - мы должны были использовать именно его. Суть в том, чтобы вначале определиться с пользователем, его проблемой, а также самым рискованным предположением о пользователе. Всё это надо было каждый раз проверять в экспериментах, выходя на улицу и разговаривая с потенциальными пользователями. После каждой итерации часто оказывалось, что проблема не существует, или что предположение не подтвердилось, или что целевую аудиторию нужно поменять или сделать более узкой.

брошюра с инструкциями

Первоначальной идеей в моей команде был “SkyScanner для космоса” — поисковик по космическим путешествиям, сделанный на манер поиска авиабилетов. Тут же перед нами встал вопрос — где искать потенциальных пользователей, которые могут позволить себе слетать в космос? Один из менторов, который работает в Ferrari, посоветовал нам смотреть вовсе не на владельцев дорогих машин, а на тех, кто владеет яхтами. Но времени съездить к морю у нас не было, поэтому мы решили поговорить с теми, кого можно было найти на месте. Часть команды поехала в аэропорт разговаривать с частными пилотами, а мы стали звонить инструкторам по экстремальному спорту и расспрашивать, заинтересованы ли они в космических полётах. Особого интереса мы не заметили, да и сама идея (хотя и по-прежнему казалась нам увлекательной) плохо вписывалась в формат мероприятия. Поэтому мы решили сгенерировать как можно больше идей и проголосовать за них внутри команды.

Нашей новой идеей стала “Airbnb для автомобилей” — частная сдача автомобилей в аренду. Пошли на улицу разговаривать, выяснилось, что люди не горят желанием предоставлять свою машину кому-то. Говорили, что машина — личная вещь, “такая же, как обувь”, что это не как в США. В этих беседах мы заметили, что люди не используют свои машины каждый день во многом из-за проблем с парковкой.

В третьей итерации мы решили проверить идею “поделись своим парковочным местом” — ты едешь на работу, твоё парковочное место дома освобождается, и его может занять кто-то, кто едет на работу в твой район. Здесь мы опросили очень многих. Сначала в кафе, затем прохожих. А затем выяснилось, что у многих велосипедистов есть машины, но они предпочитают ездить на велосипеде. И мы стали специально искать велосипедистов. Много кого опросили, в целом идея получила хорошее подтверждение. Так наша идея прошла путь от “SkyScanner для космоса” до “Airbnb для парковки”.

фото с открытия

Эксперименты других команд

Почти все другие команды провалились со своими идеями в первой же итерации. Одна из команд поехала в университет проверить идею о том, что студентам нужно средство борьбы с прокрастинацией. Никакого подтверждения. Все студенты подряд заявляли, что никаких проблем с отлыниванием у них нет, они всё начинают заранее и сдают вовремя. Возможно, они просто не готовы были об этом говорить. Другая команда вызвалась разговаривать с владельцами ресторанов, чтобы проверить идею о системе оптимальной расстановки столиков. Но идея полностью провалилась. Рестораны вместо того, чтобы расставить столики оптимальней, предлагают клиентам пойти в другой ресторан через дорогу. И не видят в этом никаких проблем. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что многие продуктовые магазины закрываются на обеденный перерыв и не работают по воскресеньям.

Тренто — это утопия,” — так комментировали у нас эту ситуацию. “У предпринимателей в Тренто есть лишь одна проблема — здесь нет никаких проблем”.

Победителем стала команда “Airbnb для еды” — итальянцы приглашают к себе домой гостей-туристов и готовят специально для них. Они расспрашивали местных жителей на рынках и в супермаркетах, договорились с двумя из них, что те приготовят в тот же вечер что-то для туристов. Подготовили меню, определили цену. Распечатали свои листовки. Привели в такой “домашний ресторан” двух американцев, что вели мероприятие, те остались довольны. Домашняя еда, цены как в ресторане, включая 20% комиссии.

Дальше следовало проверить идею о том, что это будет интересно обычным туристам. Пытались искать их на улицах Тренто, но туристов было мало, они шарахались от них, многие говорили только по-немецки, да и обычно они были здесь только на несколько часов. Тогда они поехали в аэропорт Вероны и стали опрашивать туристов там, нашли хорошее подтверждение своей идеи.

как проводить интервью с пользователями

Опыт использования модели Lean canvas

Мы пытались использовать их на “Idea Labs” по различным темам — тоже работа в командах, собранных по тому же принципу, как и в Startup Weekends. Проблема в том, что Business Model Canvas концентрируется сразу же на решении и мелких деталях в нём, тогда как первоначально важно определиться с тем, кто ваш пользователь, существует ли вообще такая проблема, какие предположения надо проверить. В таблице Javelin квадрат “решение” в первой итерации специально закрашен серым — ещё рано концентрироваться на решении. Важно определиться с тем, существует ли вообще проблема.

На их сайте есть видео, которое объясняет методику.

Array ( [0] => 16 )
Маркетиум – позитив, вдохновение и лайфхаки
Нажмите Нравится,
чтобы получать лучшие
посты в Facebook.
Опыт участия в итальянском акселераторе TechPeaks
x

Рады, что вам понравился этот пост!

Нажмите "Нравится", чтобы получать лучшие посты в Facebook!

Мне уже нравится Маркетиум

Вы видели это?

Эти посты – одни из наших самых любимых. Мы думаем, они вам тоже понравятся.